Недостаточное развитие пространственных представлений как одна из причин трудностей в обучении

09.11.2021

Продолжение темы «Недостаточное развитие пространственных представлений как одна из причин трудностей в обучении»

Ранее мы знакомили вас с общей схемой формирования пространственных представлений у ребенка. Напомним, что ребенок при этом проходит ряд уровней: формирование представлений о пространстве собственного тела, представлений о пространстве объектов, представлений о пространстве речи и языка, представлений о пространстве межличностных отношений.

На этот раз мы рассмотрим более подробно представления о взаиморасположении объектов в пространстве, а также по отношению к телу ребенка. Здесь рассматривается несколько основных осей (плоскостей):
• взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
• взаиморасположение объектов и тела в горизонтальной плоскости (вперед и назад от тела);
• взаиморасположение объектов и тела по направлению вправо/влево от тела (основной — вертикальной — оси); оценка проводится в ситуации, когда ребенок стоит.

Для изучения степени сформированности и дальнейшего развития данных представлений могут использоваться как конкретные предметы, так и образные представления (усложненный вариант).

В соответствии с законами развития, сначала формируются представления о взаимоотношениях объектов и тела, а затем представления о взаиморасположении объектов в пространстве.

Варианты заданий:
1) Карандаш (ручка) помешается на коробку.
* Инструкция: «Вот видишь, карандаш находится на коробке» (показывается). «А как сказать, где находится карандаш сейчас?» (карандаш помещается над коробкой – вербализация этих отношений).
* Инструкция: «А так?» (карандаш помещается под коробкой).

2) Карандаш помещается между ребенком и коробкой.
* Инструкция: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?». При этом показываете. Важно получить ответ в терминах взаиморасположения объектов в пространстве (например, ребенок говорит: «между мной и коробкой, спереди от коробки» и т. п.). Меняйте положение карандаша – когда он за коробкой (относительно ребенка).

3) Карандаш помещается справа или слева от коробки.
* Инструкция: «Как сказать, где находится карандаш?». Если ребенок отвечает «рядом» или «сбоку» (что является вполне нормативным в возрасте до 5,5-6 лет), необходимо попросить его выбрать «более подходящее слово».

Источник: Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Теория и практика оценки психического развития ребенка.