Агрессивное поведение при аутизме и что с этим делать

08.10.2021

Аутизм сам по себе связан с проявлением определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д.


Агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого себя (аутоагрессия): щипки и кусание, кидание предметов и истерики, и т.д.
Агрессивное/аутоагрессивное поведение – это особый вариант реагирования ребенка. Причины таких реакций и способы работы с ними:

Причина: стрессовая ситуация (нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации, возникающие трудности, перегруженность, дискомфорт от внешних стимулов (звук, запах…) или воздействие определенного стимула и т.д.).

Что делать:
Применения метода A-B-C. Родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению нежелательного поведения. Например: в дневнике буквой А обозначаются предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия. На основе наблюдений делаются выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к специалисту в этой области.


Также может помочь:
• Уголок для ребенка, в котором ему комфортно находится (например, отсутствие звуков или успокаивающая музыка, отсутствие света…).
• Можно попробовать приучать к неприятным сенсорным ощущениям путем их дозирования. Если не сработала тактика по приучению, нужно придумать "план действий" в стрессовых ситуациях (например: при походах в незнакомые места часто срабатывает "домашняя опора" - ребенок может брать с собой любимую вещь или игрушку в качестве поддержки).
• Режим и четкая последовательность действий. К любому изменению ребенка нужно подготавливать постепенно.
• Новое или трудное задание можно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку сложнее справляться.
• Ослабление нагрузки при переутомлении ребенка.
• Использование системы вознаграждений.
• Медикаментозное лечение (этим вопросом занимается только врач-специалист).

Причина: отказ от выполнения чего-либо.
Что делать: игнорирование агрессии в уместном объеме. Это подразумевает отсутствие зрительного контакта и физического либо вербального ответа. Это говорит ребенку о том, что его поведение недопустимо, а нежелательные действия игнорируются.

Причина: воздействие на поведение окружающих.
Что делать: вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих, их непонимании. Отслеживать те слова и действия, которые беспокоят ребенка, регулировать их проявление.

Причина: способ привлечения внимания, выражения своих потребностей.
Что делать: научите ребенка выражать свои желания, мысли и чувства (уровень дискомфорта, перегруженность…). Каждое действие родители должны неоднократно проговаривать и показывать, используя картинки, предметы, эмоции, жесты. Например: при желании уединиться, ребенок может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.