Развитие коммуникативных навыков

10.10.2020

Дорогие друзья, мы запускаем серию полезных статей для родителей, подготовленных специалистами Центра и рассказывающих о простых занятиях с детьми в домашних условиях, направленных на развитие различных сторон личности и познавательных процессов ребенка

Сегодня предлагаем вашему вниманию полезные советы по развитию коммуникативных навыков. Приятного прочтения.

"АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ"


Обучение жестам позволяет расширить коммуникативные возможности ребенка посредством визуализации устной информации и подготовить его к устной речи.
- Использование жестов подходит практически всем группам пользователей поддерживающей коммуникации (у кого либо ограничена, либо полностью отсутствует устная речь).
- Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
- Грамотное применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь. Большинство детей прекращают применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи.
- Целесообразно выбирать такую систему жестов, которая позволит постоянно расширять словарный запас ребенка.
- Обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний. Оно начинается с упражнений на осязание с целью помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики и других упражнений.
 Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

 Несколько рекомендаций по применению жестов:
1. Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
2. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
4. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
5. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
6. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

 Источники: “Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка” Панфиловой И.А., “Альтернативная коммуникация” Е.А. Штягиновой, “Как разговаривать с ребенком, когда он ещё не умеет говорить” Линды Акредоло и др.