Формирование грамматического строя речи у дошкольников

14.10.2020

Дорогие друзья, продолжаем знакомить вас с полезной информацией. Сегодня поговорим о формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, умение правильно произносить окончания слов в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Создание благоприятной речевой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу своей подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Представляем вам подборку замечательных игр и упражнений, способствующих формированию правильного грамматического строя речи ребенка.

«Что из чего сделано?»
Материал: разные предметы в коробке.
Ребенок достает предмет из коробки и говорит по образцу воспитателя: «Это шарф из шерсти, он шерстяной; это ложка из дерева –деревянная ложка и т.п.».

«Поручение»
Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.

«Волшебный мешочек»
Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.

«Опиши картинку»
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Например, яблоко. Воспитатель спрашивает: «Какое оно?». Дети отвечают: «Большое, спелое, круглое, розовое, сладкое».
«А что у тебя?»
- У меня длинная лента. А у тебя какая?
- У меня маленькая матрешка. А у тебя какая? и т.д.

«Один и много»
- У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
- У меня один сапог. А у тебя? – У меня много сапог и т.д.

«Кто, что умеет делать»
Собака – лает, сторожит (дом), рычит, бегает, грызет (кости).
Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко.

Источник: Методическое пособие " Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей" /Арушанова А. Г.